Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста
Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Прогулка является одним из наиболее доступных средств закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. У детей дошкольного возраста вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Во время пребывания на участке или на улице дети получают новые впечатления и представления об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи и устанавливают элементарную зависимость между различными явлениями. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, мыслительную деятельность и воображение детей. Прогулки дают возможность решать задачи физического, познавательного, речевого, эстетического, социально-нравственного и личностного развития детей.
Организация и содержание прогулки должно быть смоделировано таким образом, чтобы была возможность решить следующие задачи:
- осуществлять закаливание детей в естественных условиях;
- способствовать физическому, познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- увеличивать объём и интенсивность физической нагрузки.
Требования к продолжительности прогулки
Пребывание воспитанников на открытом воздухе предусматривается не реже двух раз в день и общей продолжительностью не менее 3часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период. Руководитель учреждения дошкольного образования может приниматься решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха ниже - 15 °С для детей раннего возраста, при температуре атмосферного воздуха ниже -18 °С для детей дошкольного возраста.
Подготовка к прогулке
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у воспитанников интерес с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось ждать друг друга.
При одевании детей, выходе на прогулку, возвращении с прогулки и раздевании необходимо соблюдать следующий алгоритм:
воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит их в раздевалку;
воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает их на участок к педагогу.
Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой. Выходя на прогулку, дети могут сами выноситьмелкие игрушки и материал для игр и занятий на воздухе (ведёрко, совок, машину, куклу и др.). Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов детей и возраста.
Прогулка в учреждении дошкольного образования имеет определённые структурные компоненты, которые всегда соблюдаются при её планировании.
Структурные компоненты прогулки.
- Познавательная практическая деятельность:
наблюдения за объектами живой и неживой природы, ближайшим социальным окружением, трудом взрослых;
элементарная опытническая и экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы;
обследование предметов(объект-признак-значение признака), пространства (простейшее ориентирование).
- Трудовая деятельность детей:
трудовая деятельность в цветнике или на огороде в зависимости от сезона и возраста детей (подгруппа, группа);
труд на участке по уборке мусора, перекапывание песка в песочнице, чистка дорожек от снега и др. 3. Двигательная деятельность:
подвижные игры разной степени подвижности;
физические упражнения по развитию основных видов движений;
самостоятельная двигательная деятельности детей при создании необходимых условий. 4. Индивидуальная работа с детьми:
работа по развитию движений и образовательным областям учебной программы с целью речевого и умственного развития детей.
- Игровая деятельность детей:
игры с выносным и природным материалом;
сюжетно-ролевые игры с предметами-заместителями.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится несколько минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение
Важное место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также индивидуально.
Объектами наблюдений могут быть:
живая природа: растения и животные;
неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы
(дождь, снег, текущие ручьи);
труд взрослых.
Виды наблюдения:
кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);
длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, педагог соблюдает данный алгоритм:
– устанавливаются факты;
– формируются связи между частями объекта;
– идет накопление представлений у детей;
– проводятся сопоставления;
– делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, где развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр высокой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как: бабки, кольцеброс, кегли. А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений во время первой и второй прогулок во второй младшей группе – 20 минут, в средней – 20-25 минут, в старших–25 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
Во второй младшей группе рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старших группах проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим воспитанникам овладеть полезными умениями и навыками. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. На прогулках педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. Индивидуальная работа осуществляется и по образовательным областям, например, «Развитие речи и культура речевого общения» с ребенком можно разучить потешку или небольшое стихотворение, закрепить трудный для произношения звук и т. п. По образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время прогулки педагог наблюдает, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Гиперподвижных детей привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует игры малой и средней подвижности.
При подготовке воспитателя к проведению прогулок нужно учитывать следующие рекомендации:
1. Разработать прогулку в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Цель и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие) прогулки соответствуют текущим планам на данный период времени.
2. Подготовить все необходимое оборудование для организации деятельности детей на прогулке. Выносной материал должен соответствовать содержанию прогулки, возрасту детей, отвечать требованиям безопасности. Количество игрушек соответствует количеству детей.
3. Подготовить участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы закрываются крышками.
4.Настроить воспитанников на прогулку, чтобы они почувствовали
радость от предстоящей деятельности.