Направление «Ребенок на улице»
"Светофор"
Дидактическая задача:
закреплять представления о сигналах светофора и соответствующих им действиях пешеходов.
Игровые правила:
выполнение игровых действий согласно цветового обозначения.
Ход игры
Воспитатель поочередно поднимает три кружка: красный, желтый, зеленый. Дети переходят дорогу, переходившие на красный или желтый кружок выходят из игры.
"Мяч на дороге"
Дидактическая задача:
закрепить представления детей о правилах дорожного движения. Формировать умение детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.
Игровые правила:
поймать мяч, не выходя за границы «дороги»
Ход игры
Воспитатель сразу оговаривает, где начинается дорога. Затем толкает по полу мяч. Дети по очереди стараются поймать его до того, как он выкатится на дорогу. Ребенок, не сумевший задержать мяч, пробует сделать это еще раз после всех желающих принять участие в игре. Можно одновременно толкать несколько мячей, но при этом необходимо, чтобы количество мячей соответствовало количеству игроков. Мячи следует толкать на расстоянии друг от друга, чтобы они не сталкивались во время игры, сбивая друг друга.
· Направление «Ребенок и другие люди»
"Так я не потеряюсь"
Дидактическая задача:
закреплять навыки безопасного поведения в общественных местах
Игровые правила:
составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.
Ход игры
Воспитатель начинает рассказ: «Однажды мы с друзьями играли в своем дворе, затем нам захотелось погулять в соседнем. Потом пошли в другой соседний двор, где установили новые качели. А когда решили вернуться домой, не знали, в какую сторону идти. Тогда мы…»
Далее рассказ продолжают дети. Они говорят о том, как бы искали дорогу домой, к кому обращались бы за помощью, по каким приметам искали бы свой двор и т.д.
Варианты: зашли с мамой в ближайший магазин по пути из детского сада, пошли с друзьями за мороженным, ушли в другой двор посмотреть котят и т.д.
"Что, где, когда?"
Дидактическая задача:
закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Игровые правила:
ответить на вопрос игровых персонажей.
Ход игры
На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.
Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
Письмо 1:
Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.
(Змей Горыныч)
Ответ:
Если сам горишь, беда,
И даже если голова.
Хватай одеяло, пальто, покрывало
И залезай с головою туда.
Ну а если есть вода,
Это просто красота.
Водой смело обливайся,
Лей побольше, не стесняйся.
И тогда огонь погаснет.
Это всем ребятам ясно.
Письмо 2:
Ребята, отморозил в проруби хвост. Помогите.
(Волк)
Ответ:
Если отморозил хвост, или пальцы, или нос,
Вот тебе совет такой — потеплее их накрой,
Чаю тёплого попей, а потом к врачу скорей!
Письмо 3:
По тропинке прыгал зайчик
И поранил сильно пальчик.
Оказался перелом.
Как же быть ему потом?
(Зайчик)
Ответ:
Перелом, перелом,
Шины ищем мы потом.
Две накладываем шины.
Если шины рядом нет,
То берём линеечку,
Или просто реечку.
По размеру отломили,
Аккуратно приложили,
Бинтом перемотали,
Врача вызывали.
Письмо 4:
Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?
(Семеро козлят)
Ответ:
Звонят или постучали –
Ты к дверям не подбегай.
Сразу дверь не открывай.
Ты в глазок посмотри,
Кто пришёл, определи.
Если кто-то незнакомый,
Ни за что не открывай.
Письмо 5:
Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?
(Красная Шапочка)
Ответ:
Знайте, в городе всегда заблудиться можно.
И поэтому ведите себя очень осторожно.
К чужим дядям, к чужим тётям
Вы не подходите.
Только милиционеру свой адрес сообщите.
Письмо 6:
Ребята! Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину.
(Незнайка)
Ответ:
Правила движения знайте наизусть!
Красный свет — дороги нет!
Жёлтый — будь внимателен!
На зелёный свет иди —
Все дороги впереди.
"Одень куклу"
Дидактическая задача:
формировать умение у детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить представление детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).
Игровые действия:
одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.
Ход игры
В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник, тушение пожара и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается ребёнок, выполнивший правильно задание.
Игра-тренинг «Незнакомка»
Дидактическая задача:
упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.
Игровые правила:
выполнение правил в ситуации с незнакомкой.
Ход игры
Детям предлагаются различные ситуации:
- Незнакомка провоцирует детей полакомиться угощениями
- Предлагается покататься в машине.
- Принять в подарок новую игрушку.
Проигрывание правильного поведения детей.
· Направление «Ребенок дома»
"Закончи предложение"
Дидактическая задача:
уточнить представления детей о правилах безопасности при пользовании электроприборами
Игровые правила:
ответить на вопрос игрового персонажа.
Ход игры
Буратино (или другой персонаж) предлагает поиграть в игру.
- Я начну говорить, а вы продолжите:
- Электрический ток живет в… (проводах, розетке, электроприборах)
- Трогать руками провода опасно, потому что… (может ударить током).
- Если мама забудет выключить утюг из розетки, то… (может произойти пожар).
- Прикасаться к розетке нельзя, потому что…(опасно).
- Нельзя трогать горячий утюг руками, потому что …(можно обжечься)
"Мой дом, мне безопасно в нем"
Дидактическая задача:
выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в ситуациях, когда незнакомый человек пытается проникнуть в его квартиру.
Игровые правила:
умение решать проблемную ситуацию.
Ход игры
Из числа детей выбирают маму, папу и их ребенка. Уходя из дома, мама и папа предупреждают ребенка, что если кто-то будет звонить, никому не открывать дверь, и объясняют, почему этого нельзя делать. Еще несколько детей будут «чужими». Они просят ребенка открыть дверь (убрать замок). Для этого они могут называть себя кем угодно. Но до прихода мамы и папы ребенок не должен этого делать. Он может молчать, не подходить к «двери» или разговаривать с «чужими». Но главное – он не должен поддаться на уговоры и открыть им дверь.
"Кошкин дом"
Дидактическая задача:
закреплять представления детей о правильных действиях при пожаре; развивать внимание; воспитывать сочувствие, сострадание.
Игровые правила:
поочерёдное выполнение заданий.
Материал:
ведерки, емкости с водой (песком).
Ход игры:
Игроки делятся на две команды, выстраиваются друг за другом и по очереди несут в маленьком ведерке воду (песок), выливают (высыпают) в поставленную возле домика емкость и, возвращаясь к своей команде, передают ведерко следующему. Побеждает та команда, которая первой наполнит емкость до отметки, сделанной воспитателем.
«Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара»
Дидактическая задача:
закреплять у детей представление о предметах необходимых при тушении пожара
Игровые правила:
классификация предметов
Материал:
карточки с изображением предметов: пожарная машина, ведро с водой, огнетушитель, ящик с песком, металлическая лестница, чайник, кровать, ложка или любые другие предметы.
Ход игры
Воспитатель предлагает карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают карточки, на которых изображены предметы для тушения пожара.
"Знаешь ли ты?"
Дидактическая задача:
закрепить представления о телефонах служб спасения.
Игровые правила:
передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов. Выполнять действия, соответствующие изображению.
Ход игры
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов.
Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:
- Зеленый крест – назвать телефон скорой помощи;
- Дом – назвать домашний адрес;
- Милиционер – назвать телефон милиции;
- Огонь – назвать номер пожарной службы;
- Человек в маске – назвать нужный при такой опасности номер;
- Книга – если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
- Рука – если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
- Телефон – набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
"Телефон"
Дидактическая задача:
закреплять знание номеров телефонов служб спасения.
Игровые правила:
соотнесение номеров телефонов с изображением специальных машин
Ход игры
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и др. и карточки с номерами 101, 102, 103. 104. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
"Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача:
закреплять представления о правилах безопасного поведения, развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Игровые правила: классификация карточек-предметов в соответствии с их назначением.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; карточки-предметы.
Ход игры
В коробке лежат карточки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну карточку и кладет ее на игровое поле, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» карточки-предметы, дети по очереди их раскладывают.
• На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
"Соедини по точкам"
Дидактическая задача:
закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
карточки с контурами предметов из точек (утюг, плита и др.).
Игровые правила:
соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
Ход игры
Дети по точкам соединяют и называют опасные предметы в быту.
"Буриме"
Дидактическая задача:
развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять представления о пожарной безопасности.
Игровые правила: рифмовка
Ход игры
Ведущий читает двухстрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.
Поиск предметов в разных местах, раскладывание в соответствующие коробки.
систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня и предлагает разложить картинки по порядку.
Детям предлагается схематическое изображение эмоции. Задача – отыскать в своем наборе животное с таким же эмоциональным состоянием.
Детям предлагается рассказать о своем настроении, ассоциируя себя с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
распознавание эмоционального состояния героев с помощью схем-пиктограмм.
К предложенной сюжетной картине (у героя (ев) отсутствует (ют) лицо (а)) детям необходимо выбрать схему-пиктограмму эмоции, подходящей к данной ситуации, и объяснить свой выбор. Далее предлагается изменить эмоциональное состояние героев на противоположное.
развитие умения выражать собственные эмоции, устанавливать причинно-следственные связи
моделирование игровой ситуации согласно заданному эмоциональному состоянию.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.
развитие умение контролировать импульсивные действия.
отвечать на вопросы, исключая слова «Да» и «Нет».
Детям предлагаются вопросы, при ответе на которые необходимо исключить использование слов «Да» и «Нет»