Методические рекомендации

Организация и методика проведения прогулки в учреждении дошкольного образования.

08.04.2020

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Прогулка является одним из наиболее доступных средств закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. У детей дошкольного возраста вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Во время пребывания на участке или на улице дети получают новые впечатления и представления об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи и устанавливают элементарную зависимость между различными явлениями. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, мыслительную деятельность и воображение детей. Прогулки дают возможность решать задачи физического, познавательного, речевого, эстетического, социально-нравственного и личностного развития детей.

Организация и содержание прогулки должно быть смоделировано таким образом, чтобы была возможность решить следующие задачи:

  • осуществлять закаливание детей в естественных условиях;
  • способствовать физическому, познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • увеличивать объём и интенсивность физической нагрузки.

 

Требования к продолжительности прогулки

Пребывание воспитанников на открытом воздухе предусматривается не реже двух раз в день и общей продолжительностью не менее 3часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период. Руководитель учреждения дошкольного образования может приниматься решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха ниже - 15 °С для детей раннего возраста, при температуре атмосферного воздуха ниже -18 °С для детей дошкольного возраста.

 

Подготовка к прогулке

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у воспитанников интерес с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось ждать друг друга.

При одевании детей, выходе на прогулку, возвращении с прогулки и раздевании необходимо соблюдать следующий алгоритм: 

воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

 помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит их в раздевалку;

 воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает их на участок к педагогу.

Детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой. Выходя на прогулку, дети могут сами выноситьмелкие игрушки и материал для игр и занятий на воздухе (ведёрко, совок, машину, куклу и др.). Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов детей и возраста.

Прогулка в учреждении дошкольного образования имеет определённые структурные компоненты, которые всегда соблюдаются при её планировании.

 

Структурные компоненты прогулки.

  1. Познавательная практическая деятельность:

наблюдения за объектами живой и неживой природы, ближайшим социальным окружением, трудом взрослых;

элементарная опытническая и экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы;

обследование предметов(объект-признак-значение признака), пространства (простейшее ориентирование).

 

 

  1. Трудовая деятельность детей:

трудовая деятельность в цветнике или на огороде в зависимости от сезона и возраста детей (подгруппа, группа);

труд на участке по уборке мусора, перекапывание песка  в песочнице, чистка дорожек от снега и др. 3. Двигательная деятельность:

подвижные игры разной степени подвижности;

 физические упражнения по развитию основных видов движений;

 самостоятельная двигательная деятельности детей при создании необходимых условий. 4. Индивидуальная работа с детьми:

работа по развитию движений и образовательным областям учебной программы с целью речевого и умственного развития детей.

  1. Игровая деятельность детей:

игры с выносным и природным материалом;

сюжетно-ролевые игры с предметами-заместителями.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится несколько минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение

Важное место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также индивидуально.

Объектами наблюдений могут быть:

живая природа: растения и животные;

​неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы

(дождь, снег, текущие ручьи);

​труд взрослых.

Виды наблюдения:

​кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);

​длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, педагог соблюдает данный алгоритм:

– устанавливаются факты;

– формируются связи между частями объекта;

– идет накопление представлений у детей;

– проводятся сопоставления;

– делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Подвижные игры

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, где развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр высокой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как: бабки, кольцеброс, кегли. А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений во время первой и второй  прогулок во второй младшей группе – 20 минут, в средней – 20-25 минут, в старших–25 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

Во второй младшей группе рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старших группах проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим воспитанникам овладеть полезными умениями и навыками. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. На прогулках педагог проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. Индивидуальная работа осуществляется и по образовательным областям, например, «Развитие речи и культура речевого общения» с ребенком можно разучить потешку или небольшое стихотворение, закрепить трудный для произношения звук и т. п. По образовательной области «Искусство» (музыкальная деятельность) воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки педагог наблюдает, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Гиперподвижных детей привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует игры малой и средней подвижности.

При подготовке воспитателя к проведению прогулок нужно учитывать следующие рекомендации:

1.​ Разработать прогулку в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Цель и задачи (образовательные, воспитательные и развивающие) прогулки соответствуют   текущим планам на данный период времени.

2.​ Подготовить все необходимое оборудование для организации деятельности детей на прогулке. Выносной материал должен соответствовать содержанию прогулки, возрасту детей, отвечать требованиям безопасности. Количество игрушек соответствует количеству детей.

3.​ Подготовить участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы закрываются крышками.

4.​Настроить воспитанников на прогулку, чтобы  они почувствовали

радость от предстоящей деятельности.

свернуть

Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста.

12.02.2020

Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от сформированных  понятий и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми: развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

Игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

  1. Выбор игры

Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.

  1. План игры

Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.

  1. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка

Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

  1. Создание воображаемой ситуации

 Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд,  кубики - корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

  1. Распределение ролей

Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.

  1. Начало игры

Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.

  1. Сохранение игровой ситуации

В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приемов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

  1. Завершение игры

Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года.

     Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре. 

 

свернуть

Особенности организации занятий с воспитанниками.

10.03.2020

Основной  формой организации специально организованной деятельности является игра, занятие. Для повышения качества образовательного процесса каждое занятие должно отвечать определенным требованиям.

Типы и виды занятий.

По целям и задачам занятия бывают: обучающие, закрепляющие, обобщающие (комплексные, комбинированные, игровые), развивающие, диагностические.

Обучающие, закрепляющие, обобщающие  занятия способствуют накоплению необходимого личного опыта, навыков познавательной деятельности, приобретению определённых знаний, умений, навыков. Развивающие занятия строятся на основе использования опыта и имеющихся знаний детей.

 

По сюжетно-тематическому оформлению занятия могут быть: занятие-эксперимент, занятие-опыт, занятие-лаборатория, занятие-наблюдение, занятие-мастерская, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-вопрос, занятие-ответ,  занятие-проблема, занятие-открытие, занятие-презентация,  занятие-викторина, занятие-вернисаж, занятие-конкурс, занятие-соревнование, занятие-игра, занятие-сказка, занятие-загадка занятие-тренинг, занятие- «дизайн-проект», занятие-концерт и др.

 

Уровни работы с детьми на занятии.

1-й уровень – информационный. Воспитатель (накануне) уточняет знания детей по теме предстоящего занятия. Это поможет педагогу сориентироваться в подаче материала, избежать дублирования, что, несомненно, повысит интерес детей к теме занятия.

2-й уровень – личностный.  На данном этапе задача  воспитателя состоит в том, чтобы как можно ярче и интереснее рассказать детям о том, сем они будут заниматься на занятии, чтобы повысить их мотивацию и заинтересованность.

3-й уровень – осознание. На данном этапе у детей развиваются способности к саморегуляции (надо), самопознанию (я хочу), к самоконтролю (буду), а также понимание того, что думают и чувствуют другие люди.

 

Обучающая и речевая плотность занятия.

Показателем эффективности любого занятия является его обучающая и речевая плотность. Длительность занятия в дошкольном учреждении невелика, поэтому моделируя занятия педагогу необходимо использовать оптимально каждую его минуту. Обучающая плотность занятия должна быть не ниже 95%.  Обучающая плотность занятия – это продуктивное время работы ребёнка на занятии умноженное на сто и разделённое на время (длительность) занятия. Например, 22   100= 73%.На плотность занятия влияют следующие факторы: количество детей на занятии, диалоговая форма обучения, наличие необходимого раздаточного материала, проблемные, частично-поисковые методы обучения и т.д. На практике, зачастую, обучающая плотность занятия не превышает 50%. Этому способствуют: непродуманность заданий в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка (первый ребёнок выполняет задание за 30 секунд, последний за 2,5 минуты), преобладание фронтальных форм работы с детьми, отсутствие необходимого раздаточного материала (одно пособие на подгруппу) и т.д.

 

Основные особенности личностно ориентированного занятия.

  1. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
  2. Привлечение детей к поиску информации всеми доступными для него способами.
  3. Продумывание педагогом условий для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка.
  4. Использование на занятии личного опыта детей.
  5. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка (предварительная работа с детьми).
  6. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
  7. Поощрение высказываний детей, организация обмена мыслями и мнениями.

Рекомендации к проведению личностно ориентированного занятия.

  1. Использование разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта.
  2. Поощрять стремления детей предлагать свои способы выполнения задания.
  3. Предлагать такие задания, которые позволят ребёнку выбрать тип, форму материала.
  4. Создавать такие ситуации общения, которые позволят каждому ребёнку проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность.

 

Основные критерии личностно-ориентированного занятия.

  1. Необычное начало занятия.
  2. Создание в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.
  3. Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей занятия, форм работы на занятии.
  4. Творческий характер занятия.
  5. Использование на занятии дидактического материала, позволяющего ребёнку проявить личную инициативу.
  6. Активизация личного опыта ребёнка и его использование в процессе занятия.
  7. Использование на занятии проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
  8. Умение видеть противоречия и формулировать проблему.
  9. Диалоговая форма общения (педагог-ребёнок, ребёнок-ребёнок).
  10. Приёмы активизации детей на занятии.
  11. Приёмы снятия усталости детей на занятии.
  12. Создание на занятии проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, восхищение, недоумение.
  13. Создание на занятии атмосферы свободного обсуждения, диалогового общения, сотрудничества.
  14. Обогащение словарного запаса детей, развитие культуры речи, проявление интереса к новым понятиям и словам.
  15. Использование различных приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.
  16. Подведение итогов. Первая, вторая младшая группа - даётся положительная оценка; средняя группа - достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами накануне; старшая группа - делают, если необходимо, выводы, анализируют свою работу, отмечают, что их больше всего привлекло в данном занятии, отмечают свои успехи, проговаривают проблемы.

 

 

Методы и приёмы обучения.

Эффективность проведения специально организованной деятельности (занятия) зависит от подбора и сочетания методов и приёмов обучения.

Методы обучения – это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Методы обучения -  путь познания окружающего мира.

Приём – деталь метода или конкретный элемент, какого-либо метода. Приём подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Основные различия между методами и приёмами обучения.

  • методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;
  • приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.

Требования к методам и приёмам обучения.

  1. Методы и приёмы обучения направлены на решение задач всестороннего развития личности.
  2. Методы и приёмы должны быть научны.
  3. Методы и приёмы должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям (стандарт дошкольного образования).
  4. Методы и приёмы должны быть результативны (использование полученной информации, умений в детских видах деятельности).

Методы обучения, используемые в дошкольной педагогике:

наглядные, словесные, практические, игровые.

1.

НАГЛЯДНЫЕ

 

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

 

- Наблюдения

- Демонстрация

-Показ предметов

-Показ образца

-Показ способов действия

2.

СЛОВЕСНЫЕ

 

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

 

- Рассказы воспитателя и детей

-Чтение художественной литературы

- Беседы

-Указания

-Вопросы

-Педагогическая оценка

3.

ПРАКТИЧЕСКИЕ

 

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

 

-Упражнения

-Опыты

-Трудовые задания

-Самостоятельная работа детей

-Постановка задания

-Планирование его выполнения

-Управление процессом выполнения

-Анализ итогов практической работы

-Выявление причин недостатков

4.

ИГРОВЫЕ

 

МЕТОДЫ

ПРИЁМЫ

 

-Дидактическая игра

-Подвижная игра

-Музыкально-дидактическая игра

-Сюрпризный момент

-Игровая ситуация

«Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов»

Существует шесть типов вопросов к воспитанникам:

  • Простые вопросыэто вопросы, ответы на которые требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти.
  • Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ребёнка способности анализировать, для обобщения услышанного и понимания полученной информации.
  • Вопросы – интерпретации (с 6 лет) – побуждая детей к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений (ситуаций), дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
  • Оценивающие вопросы вопросы, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознание своего отношения к тем или иным людям, событиям, фактам.
  • Творческие вопросывопросы, которые развивают у ребёнка гибкость мышления, умение чувствовать себя на месте другого (эмпатия). Не бывает творческих вопросов «правильных» и «неправильных». Не стоит задавать детям творческих вопросов, если вам не интересны их ответы. 1-3 творческих вопросов достаточно для одного занятия. Не надо отвечать педагогу на свой собственный творческий вопрос, если дети не готовы на него ответить.
  • Практические вопросыпрактические вопросы требуют от ребёнка каких-то действий, изменений. Практические вопросы желательно начинать со слов «Как мы можем…». Вопрос нужно формулировать максимально точно. В вопросе должна звучать проблема, которая интересна ребёнку. Например: «Как следует поступать, когда видишь, что кто-то обижает животных?», «Как мы можем сделать воздух, которым дышим, чище?».

 

свернуть