Рекомендации педагога - психолога

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе. Утренний (групповой) сбор-утренний круг радости.

05.10.2020

Очевидно… Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход ко встрече детей позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.

Утренний сбор предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Утреннее общение для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Целью утреннего сбора является формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание  общего положительного эмоционального фона.

Утренний сбор помогает научить детей объяснять словами свое эмоциональное состояние; развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты); формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; делать выбор, планировать собственную деятельность; развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

К основным элементам утреннего сбора условно можно отнести:

1.Позывные для утреннего сбора.

Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речевка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

 2.Организация круга (выбор удобного места).

Дети вместе со взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

 3.Приветствие (пожелания, комплименты).

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

  1. Новости.

    Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник можно провести «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому, скорее всего, возникнет проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

5.Рефлексивный круг.

По кругу предлагается проговорить свое настроение, ожидания от текущего дня и т.п.

Выработка и формулировка правил – это важная и необходимая часть работы в группе, так как является инструментом формирования у детей воли и основных норм поведения в обществе.

Рекомендации:

-правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно;

-правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность;

- правила и их формулировки обсуждаются с детьми;

- правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов;

- правила размещаются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

 

Приемы предупреждения нежелательного поведения  детей на групповом сборе:

- специальные сигналы «тишина», «внимание».

- обращение к правилам группы («один говорит, все слушают»)

- игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний;

-обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом.

 

 

 

свернуть

Роль воспитателя в развитии эмоционального интеллекта дошкольников

03.04.2020

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать  эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.

Понятие «эмоциональный интеллект» возникло совсем недавно, впервые оно было описано в 1999 году. Эмоциональность человека рассматривается как врождённый потенциал, который формируется в течение всей его жизни. Большинство учёных, специализирующихся в исследованиях проблемы эмоций, выделили пять областей эмоционального интеллекта:

Знание собственных эмоций – область, связанная с самосознанием, которое подразумевает, что человек способен распознавать своё настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих чувствах, значительно лучше управляют своей жизнью.

Управление эмоциями – область, связанная с властью над чувствами, то есть навыками управления способами выражения собственных эмоций, приведением их в соответствие с определённой ситуацией и способность быстро прийти в себя после неприятных переживаний. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз человек смог лучше отреагировать на сложную ситуацию, что, в свою очередь, положительно скажется на его самочувствии и даже способно поднять настроение.

Способность мотивировать себя – область, связанная с положительной мотивацией, то есть с верой в себя. Если эмоции будут подчиняться ранее избранной цели, это повлияет на концентрацию внимания, вовлеченность и реализацию творческой деятельности и в конечном итоге – на жизненный успех. Важную роль играет сам факт того, что можно и нужно противостоять эмоциям, которые препятствуют реализации ранее поставленной цели, а хорошо мотивированные люди проявляют в работе большее рвение и оптимизм.

Распознавание эмоций у других ‑ удивительная способность, связанная с проявлениями эмоционального интеллекта. Она не сможет развиваться полноценно, если человек в полной мере не научится распознавать собственные эмоции. Наука об эмпатии очень сложна и в первую очередь требует развития собственного самосознания. Как показали исследования, эмпатия начинает проявляться уже в детстве, а когда дети слышат плач другого ребёнка, то в ответ практически сразу грустнеют сами. Взрослые должны направлять ребёнка на правильное распознавание и идентификацию собственных эмоций, только тогда он сможет по-настоящему овладеть чувством эмпатии.

Установление и поддержание отношений с другими – является, по сути, искусством общения и необходимым условием для установления хороших и прочных социальных контактов. Эта эмоциональная область тесно связана с двумя предыдущими областями эмоционального интеллекта – распознаванием эмоций у других и управлением эмоциями. Установление и поддержание отношений с другими людьми – это в определённой степени подчинение и подавление себя, чтобы лучше почувствовать, понять и принять потребности другого человека.

У каждого человека перечисленные эмоциональные области имеют свои индивидуальные особенности и степень выраженности, соответственно, у каждого индивидуума свой уровень эмоционального интеллекта. Все человеческие способности из области эмоций не являются врождённо обусловленными, а значит, можно повлиять на их позитивное развитие.

Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребёнка, период формирования его высших эмоций. В это время происходит обогащение и насыщение разнообразием эмоциональной жизни, что связано с процессом нарастающего полового созревания и чувственным влиянием окружающей среды.

 У детей дошкольного возраста хорошо развиты такие эмоции, как зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость. Это тот период, в который дети могут развить свой эмоциональный интеллект, обрести так называемые хорошие эмоциональные привычки ‑ навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, познакомиться со способами снятия напряжения и управления эмоциями. Накопленные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека.

Эмоциональный интеллект ‑ это личностная характеристика, позволяющая ребёнку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям.

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать  эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.

 Понятие «эмоциональный интеллект» возникло совсем недавно, впервые оно было описано в 1999 году. Эмоциональность человека рассматривается как врождённый потенциал, который формируется в течение всей его жизни. Большинство учёных, специализирующихся в исследованиях проблемы эмоций, выделили пять областей эмоционального интеллекта:

Знание собственных эмоций – область, связанная с самосознанием, которое подразумевает, что человек способен распознавать своё настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих чувствах, значительно лучше управляют своей жизнью.

Управление эмоциями – область, связанная с властью над чувствами, то есть навыками управления способами выражения собственных эмоций, приведением их в соответствие с определённой ситуацией и способность быстро прийти в себя после неприятных переживаний. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз человек смог лучше отреагировать на сложную ситуацию, что, в свою очередь, положительно скажется на его самочувствии и даже способно поднять настроение.

Способность мотивировать себя – область, связанная с положительной мотивацией, то есть с верой в себя. Если эмоции будут подчиняться ранее избранной цели, это повлияет на концентрацию внимания, вовлеченность и реализацию творческой деятельности и в конечном итоге – на жизненный успех. Важную роль играет сам факт того, что можно и нужно противостоять эмоциям, которые препятствуют реализации ранее поставленной цели, а хорошо мотивированные люди проявляют в работе большее рвение и оптимизм.

Распознавание эмоций у других ‑ удивительная способность, связанная с проявлениями эмоционального интеллекта. Она не сможет развиваться полноценно, если человек в полной мере не научится распознавать собственные эмоции. Наука об эмпатии очень сложна и в первую очередь требует развития собственного самосознания. Как показали исследования, эмпатия начинает проявляться уже в детстве, а когда дети слышат плач другого ребёнка, то в ответ практически сразу грустнеют сами. Взрослые должны направлять ребёнка на правильное распознавание и идентификацию собственных эмоций, только тогда он сможет по-настоящему овладеть чувством эмпатии.

Установление и поддержание отношений с другими – является, по сути, искусством общения и необходимым условием для установления хороших и прочных социальных контактов. Эта эмоциональная область тесно связана с двумя предыдущими областями эмоционального интеллекта – распознаванием эмоций у других и управлением эмоциями. Установление и поддержание отношений с другими людьми – это в определённой степени подчинение и подавление себя, чтобы лучше почувствовать, понять и принять потребности другого человека.

У каждого человека перечисленные эмоциональные области имеют свои индивидуальные особенности и степень выраженности, соответственно, у каждого индивидуума свой уровень эмоционального интеллекта. Все человеческие способности из области эмоций не являются врождённо обусловленными, а значит, можно повлиять на их позитивное развитие.

 Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребёнка, период формирования его высших эмоций. В это время происходит обогащение и насыщение разнообразием эмоциональной жизни, что связано с процессом нарастающего полового созревания и чувственным влиянием окружающей среды.

  У детей дошкольного возраста хорошо развиты такие эмоции, как зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость. Это тот период, в который дети могут развить свой эмоциональный интеллект, обрести так называемые хорошие эмоциональные привычки ‑ навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, познакомиться со способами снятия напряжения и управления эмоциями. Накопленные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека.

 Эмоциональный интеллект ‑ это личностная характеристика, позволяющая ребёнку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям.

 Обучая детей эмоциональному интеллекту, необходимо учитывать, что он тесно связан с интеллектуальным интеллектом.

     «У нас есть два ума: один думает, а другой чувствует». Рациональный ум является центром, более осознанным, рассудительным, способным к размышлениям и рефлексии. Наряду с ним существует другая система познания реальности, более импульсивный и мощный ум ‑ эмоциональный. И оба они работают в абсолютной гармонии друг с другом; именно соединение разных способов познания мира и ведёт детей по жизни.

     «Эмоции важны для мысли, а мысль ‑ для эмоций». Целью воспитателя дошкольного образования  должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребёнка способности к сохранению их равновесия и управление ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение. Всегда следует помнить, что излишнее погашение эмоций, прежде всего у детей, может вызывать апатию, а их беспрепятственное проявление – привести к формированию патологического поведения даже у взрослого человека. Поэтому так важно уже с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникнут, но он может решить, как долго их удерживать. Кроме того, дети должны знать, что одобрить можно все эмоции, но определённое поведение следует ограничить. Важно, чтобы проявление детских эмоций было адекватным конкретной ситуации.

  «Удержание в узде своих эмоций ‑ залог эмоционального благополучия». Следовательно, целью воспитателя не должно быть только осуществление контроля над поведением детей. Очень важно объяснять им возможные последствия негативного поведения и предложить другие варианты своих поступков.

 Чтобы помочь ребёнку справиться с собственными эмоциями, необходимо: слушать его очень спокойно и внимательно; принять его эмоции и выразить это в словах; дать определение эмоциям ребёнка; изменить стремление ребёнка к фантазирован

Воспитателю следует обращать особое внимание на правильное распознавание тех или иных эмоций у детей и их правильную интерпретацию и, соответственно, ‑ правильную реакцию на них. В дошкольной группе во время занятий обязательно нужно выделять время для совместного решения возникающих проблем и конфликтов. Это способствует формированию навыков взаимного внимания, приучает детей терпеливо выслушивать друг друга и грамотно выражать свои эмоции в рамках определённой темы. Дети, решая проблемы коллективно, учатся устанавливать социальные контакты, что, несомненно, будет полезным на любой стадии развития, как в детстве, так и в юности. Ребёнок обязательно должен иметь сформированное самосознание, и чем больше для него будут открываться собственные эмоции, тем более умело он будет считывать эмоции других людей.

 «Условием эмпатии является внимание к чувствам другого человека». Несколько принципов обучения детей грамотному выражению эмоций:

  • замечайте потребности и желания детей;
  • создавайте атмосферу, в которой раскрытие эмоций не является чем-то предосудительным;
  • используйте примеры, чтобы поощрять распознавание и правильное прочтение эмоциональных состояний у себя и других людей;
  • не позволяйте, чтобы в группе возникали конфликты;
  • научите детей, как избегать поведения определённого рода;
  • поощряйте и закрепляйте успешные попытки детей справиться с негативными эмоциями.

 Воспитатель детского сада играет огромную роль в жизни ребенка, ведь он является свидетелем его ежедневных баталий ‑ иногда успешных, иногда нет. А это требует большого терпения и внимания.

 Со временем воспитатель становится для ребёнка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведением служить им примером для подражания.

Больше шансов на успех в развитии эмоционального интеллекта имеет тот воспитатель, который обращает особое внимание на положительные качества ребёнка и постоянно совершенствует их. Поэтому всевозможная похвала «за» по-настоящему хорошее поведение будет посредством воспитателя стимулировать ребёнка к дальнейшим свершениям.

 Главной задачей воспитателя должно стать познание ребёнка, его преимуществ и недостатков, прежде всего обращая внимание на потребности детей определённого возраста. Необходимо стремиться постоянно, получать информацию о ребёнке, чтобы использовать её в дальнейшей работе. Работа должна быть нацелена на развитие тех навыков, свойств и преимуществ, которые непосредственно способствуют повседневной деятельности человека, чем можно укрепить сильные стороны личности.

Работа воспитателя должна заключаться в постоянном поиске методов улучшения взаимоотношений с ребёнком, анализе их соответствия потребностям и ожиданиям детей. С момента самого первого контакта с дошкольником воспитатель становится для него авторитетом, поэтому если он будет проявлять чуткость к детям, то очень вероятно, что и дети также будут с теплотой относиться к своим сверстникам. То есть от взрослого напрямую зависит, как будет развиваться эмоциональная зрелость у его подопечных.

Конечно же, воспитатель не может действовать один, поэтому важным аспектом развития эмоционального интеллекта у ребёнка является сотрудничество с родителями, так как только сообща можно добиться успеха. В ходе сотрудничества должна образоваться атмосфера доверия и плодотворного взаимодействия.

  Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребёнок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе учреждения дошкольного образования. Именно от успеха в воспитании зависит то, в какой мере дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества.

 

 

 

свернуть

Общение педагога с родителями. Методы активного слушания.

20.01.2020

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ.

МЕТОДЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу, так ка именно он является профессионалом  и официальным представителем учреждения дошкольного образования. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с родителями.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивное; перцептивное и коммуникативное.

Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человеком человека в процессе общения.

Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, - это то, что мы говорим.

Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.

Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические.

К вербальным средствам  относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции в общении, позы; к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

Для того чтобы процесс  общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть эффективными техниками слушания. К эффективным  техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание.

Приемы активного слушания.

Пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем – более кратким, выделением наиболее важного. Ключевые слова «Ты говоришь…», «Как я понимаю…». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных мыслях и чувствах. Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ - это своеобразная обратная связь: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Вы сказали, что это происходит давно. Как давно это происходит?»).

Отражение чувств – проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Вероятно Вы  чувствуете себя расстроенными из-за того, что…»).

Проговаривание подтекста – проговаривание того о чем хотел сказать бы собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Резюмирование – подведение итогов после беседы.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях  беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да…», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…». Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Для того  чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Не перебивать собеседника.
  • Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
  • Не позволять себя отвлекать.
  • Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
  • Не пререкаться с собеседником (если Вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
  • Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме). Например: «Может быть, лучше попробовать…», «Мама одного из воспитанников в подобной ситуации поступила так…»).
  • Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение.

ПРИ БЕСЕДЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Садитесь напротив человека, которого Вы слушаете.  Эту инструкцию можно воспринимать и буквально, и метафорически. Чтобы по-настоящему слушать другого человека, Вам необходимо его видеть. Кроме того, он должен видеть Вас. Поэтому, слушая собеседника, лучше сидеть напротив, а не рядом с ним. Кроме того, мы должны «встретится лицом к лицу».
  • Будьте открыты. Скрещенные руки и ноги зачастую подразумевают оборонительную позицию. Лучше всего устроиться поудобнее и принять расслабленное положение, «без перекрещивания».
  • Слегка наклонитесь к человеку, которого слушаете. Такое действие обычно воспринимается как проявление сосредоточенности и заинтересованности.
  • Поддерживайте зрительный контакт. Взгляд – это важное средство межличностной коммуникации. Поэтому необходимо, чтобы Ваш взгляд всегда был «доступен» другому человеку.
  • Рассказывайте родителям что-нибудь позитивное из жизни ребенка в детском саду.
  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству.

 

 

 

 

свернуть

Педагогам о конфликтах

13.01.2020

 

 

БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?

Слово  «конфликт» (с латинского) означает «столкновение». Давайте попробуем подобрать синонимы к слову… Это может быть «спор», «ссора», «столкновение», «стычка», «разногласие», «раздор», «размолвка», «выяснение отношений». Как видно из синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон.

Конфликты возникают при наличии трех основных условий:

  • присутствие двух и более людей;
  • наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
  • столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Стадии конфликта:

  • предконфликтная: период, в течение которого накапливаются противоречия;
  • конфликтная: совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
  • постконфликтная: принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации, в общем.

Как правило, последствия конфликта делят на две большие группы:

  • негативные:большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений.
  • позитивные: способствует получению иной информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

1.Признать существование конфликта: признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так то и  просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда, конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2.Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3.Согласовать процедуру переговоров. Определить где, когда и как начнутся переговоры: оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4.Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5.Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6.Принять согласованное решение.

7.Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а  дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить  будет намного сложнее.

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА

  • Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите получить.
  • Убедитесь, что этот результат для Вас действительно важен.
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации.
  • Будьте открыты для диалога.
  • Научитесь слушать и слышать оппонента.
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека.
  • Будьте справедливы и честны в конфликте.
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт.

 

УСПЕХ В ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОБУСЛОВЛЕНЫ ГАРМОНИЕЙ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ И  С САМИМ СОБОЙ. БУДЬТЕ ВСЕГДА ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!

свернуть