Страничка учителя-дефектолога

Артикуляционная гимнастика.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к ошибкам на письме в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогает научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Артикуляционные упражнения проводятся в начале каждого индивидуального занятия в течение 3-5 минут. Артикуляционная гимнастика проводится эмоционально, при показе движений мы используем шуточные названия и сравнения, картинки, детские стихотворения и т.п. Чтобы ребёнок не терял интерес к упражнениям мы, ориентируясь на его настроение, периодически вводим некоторые новые элементы, что позволяет разнообразить игровой процесс.

Артикуляционную гимнастику мы выполняем перед зеркалом, чтобы у детей была возможность наблюдать за своим лицом и лицом взрослого, за происходящими изменениями. Упражнения выполняются в определённом порядке – от простых, доступных ребёнку, к более сложным, требующим определённых усилий с его стороны.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

  1. «Заборчик»

За дело мы возьмёмся смело-

Забор построим мы умело.

Улыбнёмся широко,

Зубки стиснем мы легко.

Ну а чтоб заборчик был

Крепок, неподвижен,

Зубки верхние поставим

Ровненько на нижние.

(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз).

  1. «Слон»

Мы ничуть не удивимся,

Что в слонов вдруг превратимся.

Губы сложим трубочкой,

Вытянем вперёд.

Вырос хобот у слона,

Посмотрите-вот!

И про зубки не забудем,

Сжатыми держать их будем.

(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз).

  1. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник» -

И старательно, без спешки

Не составит нам труда

Превращаться вперемежку

То в заборчик,

То в слона!

(Нижняя челюсть не должна двигаться, двигаются только губы, повторять по 5—6 раз).

  1. «Чистим зубки»

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

И почистить наши зубки

Язычку прикажем.

Будет язычок скользить

Влево-вправо по зубам,

Верхние и нижние

Он почистит зубки нам.

(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).

  1. «Горка»

Широко откроем рот,

Зубки вновь покажем!

Язычку, на это раз,

Горкой стать прикажем.

Кончик язычка в зубки упрётся,

Спинка язычка гибко прогнётся.

(Удерживать в таком положении под счет до 5, повторить 4-5 р.).

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

  1. «Заборчик».
  2. «Слон»
  3. «Непослушный язычок»

Язычок сейчас мы с вами

Помнём тихонечко зубами,

И пошлёпаем губами.

Будем шлёпать мы когда,

Дружно скажем «пя-пя-пя».

А когда будем мять,

«Тя-тя-тя» повторять.

(Повторить 4-5 раза).

  1. «Блинок»

А сейчас наш язычок

Превратится вдруг в блинок.

Он на нижней на губе

Отдохнуть приляжет.

Верхней мы его пришлёпнем

«Пя» скорее скажем.

Испечётся наш блинок,

Улыбнётся язычок!

(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз).

  1. «Вкусное варенье»

А теперь представьте

Вкусное варенье

С верхней губки его слижем,

Вот так наслаждение!

Нужно сверху – вниз лизать,

Нижние зубки показать.

(Нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык. Повторить 3-5 раз)

  1. «Индюк»

А сейчас мы с вами

Станем индюками.

Мы по верхней губке будем

Быстро двигать язычком.

Вперёд-назад, вперёд-назад

Скажем «бл-бл-бл» при том.

Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох).

  1. «Чашечка»

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Язычку на этот раз

Чашкой стать прикажем.

Язычка края поднимем

Сбоку, впереди.

Получилась чашечка,

Ну-ка, погляди!

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 4-5 раз).

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

  1. «Заборчик»
  2. «Слоник»
  3. «Вкусное варенье»
  4. «Маляр»

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Будем «красить потолок»

Язычком мы нашим.

Будем шустрый язычок

Мы водить назад-вперёд.

Маляром стал язычок,

Наше нёбо потолок.

(Повторить по 5—6 движений в каждую сторону).

  1. «Лошадка»

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

Будем цокать не спеша

Язычком нашим.

Сначала кончик язычка

К нёбу присосётся,

А потом свободно вдруг

Вниз легко сорвётся.

За язычком мы будем

Внимательно следить,

И челюстями нашими

Не будем шевелить.

«Цок-цок-цок» - пошла лошадка,

Вот для язычка зарядка!

(Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. Повторить 5-6 раз).

  1. «Грибок»

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

А теперь мы язычку

Стать грибком прикажем.

Плоский кончик языка

К нёбу присосётся,

И его у нёба нам

Удержать придётся

Раз, два, три, четыре, пять,

«Цок»- и можно опускать.

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 2-3 раза).

  1. «Гармошка»

Приоткроем снова рот,

Зубки всем покажем.

Язычку, сейчас, гармошкой

Стать скорей прикажем.

Широкий кончик язычка

К нёбу присосётся,

И у нёба нам его

Удержать придётся.

А теперь начнём играть,

Рот открывать и закрывать,

И при этом не забудем

Язычок не опускать.

(Повторить 6-8 раз).

 

свернуть

Как легко выучить стихотворение с ребенком.

КАК ЛЕГКО УЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

С РЕБЁНКОМ?

 

  1. Чтобы ребёнку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребёнка развивается естественным путём. К тому же, если ребёнку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребёнка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  1. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребёнком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
  1. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребёнку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребёнок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребёнок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  1. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребёнком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  1. Чтобы для ребёнка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: «ах, какое блюдо, понравится даже верблюду», «Антошка-картошка», «кашка для Сашки» и т.д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребёнком.

 

 

 

свернуть

Роль книги в речевом развитии детей.

РОЛЬ КНИГИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 

         Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научить детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

 

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей:

 

- прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства;

 

- покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

 

- систематически читайте ребёнку (это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой);

 

- обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи;

 

- рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги;

 

- если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде;

 

- вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст;

 

- рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления;

 

- устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам;

 

- покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку;

 

- воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

 

- дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

свернуть

Развитие правильного речевого дыхания.

РАЗВИТИЕ

ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

     Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 

Параметры правильного ротового выдоха:


• выдоху предшествует сильный вдох через нос; 
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки; 
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; 
• выдыхать следует, пока не закончится воздух; 
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 

         Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.
         Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлинённый целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика  способствует формированию правильного произношения и выработке чёткости речи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

1. «ПОЁМ ПЕСЕНКУ».
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков АУ, АУИ и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
2. «ВОРОНА».
Ребёнку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе «га-га-га», корова — произнести на выдохе «му», кошка — «мяу» и т.д.).
3. «ШАРИК». 

Вдох носом, живот при этом выпячивается вперёд (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

4. «СНЕЖИНКИ».
(Материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток).
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребёнок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. Щёки не надувать!

5. «КОРАБЛИКИ».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов». Щёки не надувать!
6. «ФУТБОЛ». 

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой лёгкий шарик, кусочек ваты. И поиграйте с ребёнком в футбол. Ребёнок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». Щёки не надувать!
7. «БУЛЬ-БУЛЬ». 

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краёв, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребёнку поиграть в «буль-буль» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребёнка так играть в «буль-буль», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребёнка на слова: слабо, сильно, много, мало. Щёки не надувать!


8. «ВОЛШЕБНЫЕ ПУЗЫРЬКИ». 

Предложите ребёнку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребёнка. Это стимулирует ребёнка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. Щёки не надувать!
9. «СВЕЧА». 

Зажгите свечу и попросите ребёнка подуть на неё. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щёки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребёнку, затем постепенно

 

свернуть

10 советов учителя-дефектолога

10 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

 

  1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.

 

  1. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-х слов.

 

  1. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

 

  1. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

  1. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т.д.

 

  1. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё.

 

  1. Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребёнок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

 

  1. Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

 

  1. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

  1. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернуть

Для чего необходимо выполнять рекомендации учителя-дефектолога?

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА?

 

Эффективность обучения детей с нарушениями речи во многом определяется выполнением родителями рекомендаций учителя-дефектолога.

Занятия с ребёнком дома организовать непросто. Необходимо выделить вечернее время, чтобы сесть с ребёнком за стол, выполнить артикуляционную гимнастику (обязательно перед зеркалом), упражнения для развития мелкой моторики, проговорить речевой материал по автоматизации или дифференциации звуков, выполнить задания по лексике, грамматике и развитию фонематического слуха. Но помощь ребёнку в выполнении рекомендаций учителя-дефектолога со стороны родителей просто необходима.

Задания ребёнок выполняет под обязательным присмотром взрослого.

Только при регулярном выполнении рекомендаций можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях учителя-дефектолога. Только при систематической работе учителя-дефектолога и родителей ребёнок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. В выполнении рекомендаций есть ещё один положительный момент: они становятся частью режима дня. Ребёнок привыкает к регулярным занятиям, что в будущем значительно упростит обучение в школе.

         При выполнении рекомендаций учителя-дефектолога необходимо помнить следующее:

1. Выполнять задания в выходные дни. Время занятия 15-20 минут, прерываясь на физкультминутки, чтобы избежать утомления ребёнка.

2. Ежедневно выполнять совместно с ребёнком артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

3. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это поможет придерживаться единых требований.

4. Обращаться с тетрадью аккуратно и учить бережному обращению с ней ребёнка.

5. Графические задания (раскрасить, обвести, заштриховать, дорисовать) ребёнок выполняем самостоятельно, но под руководством взрослого.

Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение. Помогайте им, но не делайте задания за них! Выполняйте рекомендации специалистов и не стесняйтесь спросить у них совета, когда вам что-то непонятно. Только, когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить ребёнка красивой и правильной речи!

 

Желаем вам в работе с детьми терпения,

заинтересованности и успехов!

свернуть

график работы учителей-дефектологов

График работы

учителя-дефектолога

ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №1 г. Витебска»

Бельской А.В.

на 2020/2021 учебный год

 

День недели

 

 Время

 Вид работы

 

Понедельник

 

 8.00-12.30

 

Коррекционная работа с детьми

 

 

Вторник

 7.40-7.55

8.00-12.30

 

Консультации для родителей

Коррекционная работа с детьми

 

 Среда

 8.00-12.30

13.10-13.40

 

Коррекционная работа с детьми

Консультации для педагогов

 

 

Четверг

 

 8.00-12.30

 

Коррекционная работа с детьми

 

Пятница

 7.40-7.55

8.00-10.00

 

 

Консультации для родителей

Коррекционная работа с детьми

 

 

 

График работы

учителя-дефектолога

ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №1 г. Витебска»

Татарис Е.В.

на 2020/2021 учебный год

 

День недели

 

 Время

 Вид работы

 

Понедельник

 

 

8.30-13.00

 

 

Коррекционная работа с детьми

 

 Вторник

 9.00-11.00

11.05-11.20

 

Коррекционная работа с детьми

Консультации для родителей

 

Среда

 8.30-13.00

13.10-13.40

15.00-17.30

17.35-17.50

 

Коррекционная работа с детьми

Консультации для педагогов

Коррекционная работа с детьми

Консультации для родителей

 

 

Четверг

 

 

8.30-13.00

 

 

Коррекционная работа с детьми

 

 Пятница

 

15.00-17.00

 

 

Коррекционная работа с детьми

 

 

 

свернуть