Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к ошибкам на письме в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогает научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционные упражнения проводятся в начале каждого индивидуального занятия в течение 3-5 минут. Артикуляционная гимнастика проводится эмоционально, при показе движений мы используем шуточные названия и сравнения, картинки, детские стихотворения и т.п. Чтобы ребёнок не терял интерес к упражнениям мы, ориентируясь на его настроение, периодически вводим некоторые новые элементы, что позволяет разнообразить игровой процесс.
Артикуляционную гимнастику мы выполняем перед зеркалом, чтобы у детей была возможность наблюдать за своим лицом и лицом взрослого, за происходящими изменениями. Упражнения выполняются в определённом порядке – от простых, доступных ребёнку, к более сложным, требующим определённых усилий с его стороны.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].
- «Заборчик»—
За дело мы возьмёмся смело-
Забор построим мы умело.
Улыбнёмся широко,
Зубки стиснем мы легко.
Ну а чтоб заборчик был
Крепок, неподвижен,
Зубки верхние поставим
Ровненько на нижние.
(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз).
- «Слон» —
Мы ничуть не удивимся,
Что в слонов вдруг превратимся.
Губы сложим трубочкой,
Вытянем вперёд.
Вырос хобот у слона,
Посмотрите-вот!
И про зубки не забудем,
Сжатыми держать их будем.
(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз).
- Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник» -
И старательно, без спешки
Не составит нам труда
Превращаться вперемежку
То в заборчик,
То в слона!
(Нижняя челюсть не должна двигаться, двигаются только губы, повторять по 5—6 раз).
- «Чистим зубки» —
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
И почистить наши зубки
Язычку прикажем.
Будет язычок скользить
Влево-вправо по зубам,
Верхние и нижние
Он почистит зубки нам.
(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).
- «Горка» —
Широко откроем рот,
Зубки вновь покажем!
Язычку, на это раз,
Горкой стать прикажем.
Кончик язычка в зубки упрётся,
Спинка язычка гибко прогнётся.
(Удерживать в таком положении под счет до 5, повторить 4-5 р.).
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
- «Заборчик».
- «Слон»
- «Непослушный язычок» —
Язычок сейчас мы с вами
Помнём тихонечко зубами,
И пошлёпаем губами.
Будем шлёпать мы когда,
Дружно скажем «пя-пя-пя».
А когда будем мять,
«Тя-тя-тя» повторять.
(Повторить 4-5 раза).
- «Блинок» —
А сейчас наш язычок
Превратится вдруг в блинок.
Он на нижней на губе
Отдохнуть приляжет.
Верхней мы его пришлёпнем
«Пя» скорее скажем.
Испечётся наш блинок,
Улыбнётся язычок!
(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз).
- «Вкусное варенье» —
А теперь представьте
Вкусное варенье
С верхней губки его слижем,
Вот так наслаждение!
Нужно сверху – вниз лизать,
Нижние зубки показать.
(Нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык. Повторить 3-5 раз)
- «Индюк» —
А сейчас мы с вами
Станем индюками.
Мы по верхней губке будем
Быстро двигать язычком.
Вперёд-назад, вперёд-назад
Скажем «бл-бл-бл» при том.
Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох).
- «Чашечка» —
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
Язычку на этот раз
Чашкой стать прикажем.
Язычка края поднимем
Сбоку, впереди.
Получилась чашечка,
Ну-ка, погляди!
(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 4-5 раз).
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].
- «Заборчик»
- «Слоник»
- «Вкусное варенье»
- «Маляр» —
Широко откроем рот,
Зубки всем покажем.
Будем «красить потолок»
Язычком мы нашим.
Будем шустрый язычок
Мы водить назад-вперёд.
Маляром стал язычок,
Наше нёбо потолок.
(Повторить по 5—6 движений в каждую сторону).
- «Лошадка»
Приоткроем рот немного,
Зубки всем покажем.
Будем цокать не спеша
Язычком нашим.
Сначала кончик язычка
К нёбу присосётся,
А потом свободно вдруг
Вниз легко сорвётся.
За язычком мы будем
Внимательно следить,
И челюстями нашими
Не будем шевелить.
«Цок-цок-цок» - пошла лошадка,
Вот для язычка зарядка!
(Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. Повторить 5-6 раз).
- «Грибок» —
Приоткроем рот немного,
Зубки всем покажем.
А теперь мы язычку
Стать грибком прикажем.
Плоский кончик языка
К нёбу присосётся,
И его у нёба нам
Удержать придётся
Раз, два, три, четыре, пять,
«Цок»- и можно опускать.
(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 2-3 раза).
- «Гармошка» —
Приоткроем снова рот,
Зубки всем покажем.
Язычку, сейчас, гармошкой
Стать скорей прикажем.
Широкий кончик язычка
К нёбу присосётся,
И у нёба нам его
Удержать придётся.
А теперь начнём играть,
Рот открывать и закрывать,
И при этом не забудем
Язычок не опускать.
(Повторить 6-8 раз).