Маршрут выходного дня

Чем можно заняться в долгожданный  выходной день? Можно вдоволь отдохнуть, поваляться лишнюю минутку, почитать интересную книгу. А еще - вместе выйти из дома и провести время с пользой, посетив интересные и памятные места малой Родины.  А чтобы маршрут был нескучным и безопасным: предложите ребенку вместе пройтись  по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного. По пути маршрута предложите  поиграть в словесную игру «Подбери слово».  Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например,  магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный),  памятник, скамейка, река…

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Уточните  у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора. Если вы совершаете велосипедную прогулку,  лишним не будет напомнить правила катания на велосипеде, самокате. Также, заранее позаботьтесь о наличии средств защиты  себе и ребенку. Помните, что самый главный пример для вашего ребенка - это вы сами. Поэтому соблюдайте правила безопасности! 

А мы предлагаем вашему вниманию варианты маршрутов выходного дня.

 

Беларускі тэатр «Лялька»

Маршрут выходного дня: Беларускі тэатр «Лялька»

Адрес: г. Витебск, ул. Пушкина, д. 2

Возраст ребенка: от 3 до 7 лет

Вид маршрута: пеший

Предварительная работа: беседа о видах театров; правилах поведения в театре; чтение произведений на белорусском языке в соответствии с возрастом ребенка.

Прочитайте ребенку:

С.Я.Маршак «В театре для детей»

Народу-то! Народу!

Куда ни кинешь взгляд,

По каждому проходу

Идет волна ребят.

 

Сажают их на стулья

И просят не шуметь,

Но шум стоит, как в улье,

Куда залез медведь.

 

Из длинного колодца

Невидимо для глаз

То флейта засмеется,

То рявкнет контрабас.

 

Но вдруг погасли лампы,

Настала тишина,

И впереди за рампой

Раздвинулась стена.

 

И увидали дети

Над морем облака,

Растянутые сети,

Избушку рыбака.

 

Внизу запела скрипка

Пискливым голоском

Заговорила рыбка

На берегу морском.

 

Все эту сказку знали

О рыбке золотой,

Но тихо было в зале,

Как будто он пустой.

 

Очнулся он, захлопал,

Когда зажгли огонь.

Стучат ногами об пол,

Ладонью о ладонь.

 

И занавес трепещет,

И лампочки дрожат

Так звонко рукоплещет

Полтысячи ребят.

 

Ладоней им не жалко…

Но вот пустеет дом,

И только раздевалка

Кипит еще котлом.

Содержание маршрута:

Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути исторические памятники,  интересные строения.

Порассуждайте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, выясните какие объекты ребенок знает и помнит, куда бы он еще хотел сходить (это послужит перспективным маршрутом в дальнейшем).

Напомните ребенку о правилах безопасности на улице:

Чтоб по улицам гулять

Нужно правила нам знать.

Как пройти дорогу скоро

По сигналу светофора?

Пешеходам для начала

Нужно знать лишь два сигнала

Красный — стой! спокойно жди.

А зеленый — проходи!

Для машин закон таков

— Три сигнала — путь готов.

И водитель должен знать

Можно ехать, иль стоять.

Красный свет — запрет движенью.

Желтый свет — к приготовленью.

А зеленый свет горит

— Проезжайте, путь открыт!

Автор: В. Грибановский

Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду, на сезонные изменения в природе. 

Рассмотрите с ребенком здание театра и прилегающую к нему территорию. Расскажите ребенку о театре. 

Белорусский театр «Лялька» был создан в 1985 году как кукольная труппа при драматическом театре имени Якуба Коласа. Первый спектакль («Дзед і Жораў» по пьесе В.Вольского) был отыгран 20 апреля 1986 года. Этот день традиционно празднуется как День рождения Белорусского театра «Лялька». В 1990 году кукольный коллектив, имея постоянный репертуар, выделился в отдельный театр со зданием в центре города. В 2000 году коллективу театра «Лялька» присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». Коллектив Белорусского театра «Лялька» известен в Белоруссии и за её пределами, на его счету пять Гран-при, призы за лучшие спектакли и роли, дипломы международных фестивалей.

Репертуар театра «Лялька» составляют 32 спектакля по классическим и современным произведениям для разных возрастных групп. Кроме этих спектаклей в театре проходит батлеечное представление, созданное на основе классического сюжета про Иисуса Христа и Царя Ирода. Спектакли театра «Лялька» идут исключительно на белорусском языке.

До начала спектакля проведите экскурсию для ребенка в фойе театра, рассмотрите экспонаты в импровизированном музее, расскажите о них ребенку. Позвольте ребенку прогуляться и рассмотреть понравившиеся экспонаты. 

Спросите у ребенка при посещении театра: Знает ли ребенок правила поведения в театре? Что можно и нельзя делать в театре?  Знает ли ребенок как называется место, где выступают актеры театра?  Как называется перерыв между действиями спектакля?  Как называют человека, который играет роль на сцене? Как называются шторы, открывающиеся перед представлением?

Придя домой, попросите ребенка поделиться впечатлением от посещения театра.  Предложите поиграть в дидактическую игру «Из какой сказки герой».  Показать картинки героев различных сказок, спросить в какой сказке он живет?

Самый доступный вид театра в домашних условиях  - пальчиковый. Героев для инсценировок можно найти в интернете, распечатать, вырезать и организовывать веселые и познавательные театральные минутки  

Предложите ребенку атрибуты для показа спектакля по известной и любимой ему сказке: Ширмой для театра может послужить и перевернутый табурет, а ненужные шторы станут занавесом, многочисленные игрушки – станут героями спектакля, а папа, брат или сестра, бабушка и дедушка станут благодарными зрителями.

Репертуар театра:

Спектакли театра для детей

  1. «Хлопчык-Зорка»
  2. «Чароўная зброя Кэндзо»
  3. «Яшчэ раз пра Чырвоную шапачку»
  4. «Асцярожна, Соня!»
  5. «Брэменскія музыкі»
  6. «Церам-церамок»
  7. «Прынцэса і Свінапас»
  8. «Жыў-быў Заяц»
  9. Тук-тук! Хто там?»
  10. «Бука»
  11. «Дзед і Жораў»
  12. «Воўк і раз, два, тры»
  13. «Ямелева шчасце»
  14. «Аладзін»
  15. «Сонейка і снежныя чалавечкі»
  16. «Кветачка-вясёлка»
  17. «Сунічкі для Веліканачкі»
  18. «Марозка»
  19. «Чорная курыца, або Падземныя жыхары»
  20. «Хлопчык і Цень»
  21. «Піліпка і ведзьма»
  22. «Дапытлівы слонік»
  23. «Адважныя браты»
  24. «Касмічная казка»
  25. «Папялушка»
свернуть

Витебский зоологический парк.

Адрес: г.Витебск,  ул. Я. Купалы, 17

Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет

Предварительная работа: беседа о разнообразии животного мира: дикие, домашние животные; среда обитания диких животных; особенности содержания домашних животных (по возможности, опираясь на опыт ребенка); правила поведения с животными; правила поведения в зоопарке. Узнайте больше информации об обитателях  на сайте зоопарка

На территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых.

Содержание маршрута:

Понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути памятники архитектуры, исторические памятники - зоопарк находится в исторической части города. Рассуждайте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены.

Обратите внимание ребенка на вид красоту старинных улиц.

Побеседуйте о сезонных изменениях, красотой природы.  

 Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.

Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Не забывайте о правилах безопасного поведения. Ни в коем случае не позволяйте ребенку пресекать оградительные элементы, дразнить животных, трогать их.

Используя фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем. 

После экскурсии предложите ребенку нарисовать понравившееся животное. Предложите поиграть в дидактическую игру "Дикие и домашние животные". Предлагается картинка среды обитания животного (можно на компьютере) лес, сельский двор, ребенку предлагается назвать животных, которые обитают в названной среде.

Дидактические игры: "Кто как кричит?", "Чей хвост?", "Кто где живет".

 

 

 

свернуть

Как рассказать детям о событиях Великой Отечественной Войны.

ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

          События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более. Мамы и папы стараются всесторонне развивать детей до школы, давая им знания в самых разных областях. Нельзя забывать про взращивание патриотизма. Детям интересно будет узнать о стране, о войне, о подвигах, благодаря которым мы сейчас живем. Родители, бабушки, дедушки, педагоги детских садов и развивающих центров должны посвящать детей в эту тему, воспитывать в них любовь к Родине, прививать знание истории и военных событий с малых лет.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР?

         Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику. Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У детей дошкольного возраста возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и дедушек. О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать об истинных образах героев, а не тех, что пропагандируют современные мультфильмы.

 КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

            Рассказать о войне могут близкие родственники ребенка. Если малыш посещает детский сад, то к празднику 9 Мая он познакомится с этой темой там. В младших группах дети слушают стихи и рассказы на военную тему, а детки постарше сами принимают участие в утренниках и концертах, надевают детскую форму — копию военной формы тех лет, учат стихи, песни, поздравляют ветеранов на параде. Родителям нужно поддерживать «волну», а не возлагать эту сложную тему только на воспитателей. Детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами: посещать с ребенком вечный огонь, аллею славы, памятники героям в своем городе; ходить на парад Победы 9 мая; просить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились; делать с детьми поделки к празднику Победы для праздника в детском саду или для своих родных; читать книги о войне.

свернуть

Памятный знак "Детям войны": эту боль забыть не возможно.

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырева.

Адрес: г.Витебск, Парк партизанской славы имени Миная Шмырева

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст: от 5 до 7 лет

Предварительная работа:

- прочитать, перед походом к памятному знаку, дома с ребенком произведение Владимира Ермаковича «Детям Войны»;

- предложите ребенку прослушать песню «И всё о той весне…»

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- взять живые цветы для возложения к памятнику.

Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Рассмотрите с ребенком памятный знак. Расскажите ребенку о детях переживших войну. 
  • Рассмотрите с ребенком призму с надписями. Позвольте ребенку прочитать (если умеет) надписи. 
  • Расскажите ребенку кратко о Великой Отечественной войне  и о страданиях детей. 

Памятный знак "Детям войны" находится в символичном месте Витебска – Парке партизанской славы имени Миная Шмырева. Памятный знак "Детям войны" в Витебске – память о трагических страницах в истории белорусского народа.

Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и полных страдания. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нём теплится последняя надежда и вера в победу.

Композиция "Детям войны" была открыта в Витебске в июне 2011 года в рамках празднования Дня города. Ее автор - витебский скульптор Валерий Могучий.

Трудные, голодные и холодные военные годы были тяжелыми, злыми годами, особенно тяжело пришлось детям. Многие дети остались без родителей, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбёжек, третьи оказались в плену у врагов. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, траву. Детей никто не заставлял воевать, работать, но так случилось, что они должны были во всем помогать и работать как взрослые. Дети работали на заводах, фабриках вместо взрослых, которые ушли на войну. Из-за маленького роста они не доставали до станков. И им под ноги ставили скамеечки.

Каждый четвертый сгинул в той войне! А ведь еще были те, кого угнали - только весной 1944-го из Витебска в Германию угнали 2,4 тысячи детей.

Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, что можно сказать о детях, которые жили в те далёкие, страшные годы? Какими они были?»

Белорусский поэт Владимир Ермакович посвятил этому памятнику такие строки:

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,

Свой хлеба кусочек сестре отдает.

Пусть памятник этот скорбящий, неброский,

Для помнящих всех обелиском встает».

Сегодня дети войны стали нашими бабушками и дедушками, многих из них уже нет в живых, а те, кто живы, хранят в своей памяти события военных лет. И им будет очень приятно, если мы будем помнить о том, что пережил наш народ в годы войны.

А ведь на самом деле в этом памятнике Витебска показали не просто отдельный эпизод войны, а великую трагедию белорусского народа. При освобождении Витебск был полностью разрушен.

Поинтересуйтесь у ребенка: как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? Как можно узнать ветерана Вов?

Можно поиграть с ребенком в дидактическую игру: «Каким должен быть воин?»

Цель: способствовать формированию патриотизма

Ход игры: поочередно называть качества воина-защитника: храбрый, отважный и т.д.

Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру «Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили,

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш), указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

! Придя домой, посмотрите вместе с  ребенком фильм «Садись рядом, Мишка!» (6+).

О чем: Фильм снят по мотивам автобиографической повести Юрия Германа «Вот как это было». Семилетний Мишка Афанасьев (Евгений Черницын) и его друзья пытаются выжить в блокадном Ленинграде. Когда одним морозным утром обессиленные Леночка и Геня отказываются вставать с кровати, Мишка отправляется на поиски взрослых.

 

свернуть

Витебский областной краеведческий музей

Адрес: г.Витебск,ул. Ленина, 36

На сегодняшний день Витебский областной краеведческий музей состоит из Ратуши и филиалов: Художественный музей, Музей истории частного коллекционирования, Музей-усадьбы И.Е. Репина «Здравнево» и самостоятельная экспозиция «Памяти патриотов Витебщины».

С содержанием экспозиций вы можете ознакомиться сайте Витебского областного краеведческого музея

свернуть

Мемориальный комплекс "Три штыка"

 

У каждого города есть свои знаковые объекты. В Витебске – это мемориальный комплекс "Три штыка", в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы.

В Витебске много достопримечательностей, и говорить о них можно бесконечно долго. Но все же есть в городе сооружение, которое, пожалуй, является главным достоянием культуры Витебска. Речь идет о мемориальном комплексе "Освободителям Витебска - советским воинам, партизанам и подпольщикам". Сегодня это один из грандиознейших памятников Витебска, который отличается не только монументальностью, величием и красотой, но и богатой духовной основой, трагическая суть которой своими корнями уходит в кровавые годы Великой Отечественной войны.

В списке достопримечательностей Витебска мемориал появился в 1974 году. Тогда на главной городской площади Победы возвысился символичный мемориальный комплекс "Три штыка" по проекту архитектора Ю.Шпита. Но время шло, город развивался, и стала очевидной назревающая реконструкция объекта. Масштабная реставрация началась в 2009 году – и спустя год мемориал преобразился. После реконструкции комплекс приобрел современный внешний вид и оригинальный дизайн. Сегодня мемориал "Освободителям Витебска - советским воинам, партизанам и подпольщикам" - это огромный комплекс, где каждому элементу отведен свой особый смысл, - будь то площадь, парк, скульптурные композиции или же бассейны со струящейся водой, которая символизирует пролитые кровь и слезы… И все это служит своего рода предысторией к великой трагедии, необычным обрамлением центрального монумента комплекса – мемориала "Три штыка".

Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых пилона-обелиска трапециевидной формы. Вверху, на высоте примерно пяти метров, обелиски объединены в единую композицию при помощи монолитного фриза, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью "Слава героям". А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа.

Мемориальный комплекс "Три штыка" находится на главной площади Витебска – Площади Победы.

свернуть

Памятник героям Витебского подполья

Находится «Памятник героям Витебского подполья» на 1-й Краснобригадной улице на пересечении с улицей Красного Партизана. На месте казни подпольщиков был в далеком 1968-м году воздвигнут монумент – скульптор А. Павлючук и архитектор А. Бельский в простых формах отобразили мужественный образ патриотов, самоотверженно сражавшихся с врагом, вторгшимся на нашу землю. Витебское партийно-комсомольское подполье действовало в Витебске в годы Великой Отечественной войны с июля 1941 по июнь 1944 года.

свернуть

Памятник авиаторам 339 военно-транспортного авиаполка.

Памятник расположен на углу улиц Гагарина и Журжевской, недалеко от бывшего аэродрома «Витебск Северный», где базировался полк. Торжественное открытие памятника состоялось 23 июня 2012 года.

Памятник выполнен в виде стелы, вверху которой разместится скульптурное изображение самолета Ил-76, вылетающего из облаков. Чуть ниже — орден Суворова, а под ними - склоненное знамя с надписью: «Авиаторам 339-го Военно-транспортного авиационного ордена Суворова III степени полка 3-й гвардейской Военно-транспортной авиационной дивизии». На левой грани стелы упомянуты части обеспечения — 124-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения и 472-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. На правой грани перечислены Герои Советского Союза —Журавлев В. А., Богомазов Г.И, Никитин А.П., а также Герои Российской Федерации — Сомов С.А., Хайрулин Г.Г., служившие в полку

Скульптурную композицию создали известные витебские скульпторы Александр Гвоздиков и Иван Казак.Деньги на памятник собирали ветераны части и члены их семей.

свернуть

Обелиск в память о погибших в концлагере «5-й полк».

5-й полк, Пятый полк (шталаг № 313, Stalag 313, KL-313-SD) — концентрационный лагерь, созданный немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны в Витебске в сентябре 1941 года. Располагался на северо-западной окраине города на территории бывшего 5-го железнодорожного полка в конце современной улицы Титова. После уничтожения военнопленных до июля 1944 года лагерь использовался в качестве пересыльного, позднее — как лагерь для гражданского населения. Через лагерь прошло около 150 тысяч человек, около 80 тысяч из которых погибло. В числе погибших — около 12 тысяч мирных жителей. 3 июня 1944 года советскими войсками были освобождены около 8 тысяч узников лагеря. На территории 5-го железнодорожного полка Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов в 1944 году выявила около 400 могил, из которых 70 были длиной от 8 до 15 метров, шириной 5–7 метров и глубиной до 5 метров. При вскрытии одной из могил в верхнем слое находились останки 300 военнослужащих, и таких слоев было семь. В одной из могил размером 5 на 7 метров и глубиной 4 метра, расположенной в западной части лагеря, обнаружены трупы мужчин и женщин в гражданской одежде. Преобладающий возраст погибших — 20–30 лет. Большинство было убито выстрелом в голову. На месте лагеря в память о жертвах фашизма в 1964 году установлен памятник (архитектор А. Бельский). В 2005 году возле обелиска установлен 15-метровый металлический православный крест, который освятил митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. 27 сентября 2009 года к кресту возложил цветы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25 июня 2012 года рядом открыта часовня с набат-колоколом.

свернуть

Учреждение культуры "Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева"

Минай Филиппович Шмырёв (11 (23) декабря 1891 — 3 сентября 1964) — один из организаторов партизанского движения на территории Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Почётный гражданин Витебска (1964).

Музей предлагает следующие виды услуг:

  • обзорные и тематические экскурсии по экспозиции музея;
  • лекции по истории партизанского движения на Витебщине;
  • музейно-педагогические уроки для учащихся;
  • музейные и городские квесты;
  • исторические справки и консультации по вопросам партизанского движения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.;
  • выездные выставки;
  • пользование литературой библиотечного фонда музея;
  • демонстрация фильмов: документального – «Бацька Мінай».

В истории Великой Отечественной имя Батьки Миная связано с так называемыми Суражскими, или Витебскими, воротами. Этот разрыв немецкого фронта длиной в 40 километров был создан благодаря действиям 1-й Белорусской партизанской бригады под его командованием и 4-й ударной армии. Он стал артерией, связывающей Большую землю с народными мстителями Беларуси, Украины, Прибалтики. Через эти ворота в течение более семи месяцев мирное население спасалось от карательных экспедиций. А также шли диверсионные группы, поставлялись провизия, оружие и медикаменты.

Кстати, через эти ворота Минай Шмырёв добирался на совещание партизанских командиров в Москву и лично рассказывал Сталину, как народным мстителям удается их удерживать и какое значение они имеют для партизан и местных жителей. В ответ главнокомандующий дал распоряжение расширить поставки боеприпасов в Суражскую зону.

 

свернуть